Нравственная основа труда. Как устроить дело с ребенком
Человек по-разному обращается с делом. Один делом только и занят, а другой в деле трудится. Если занят делом, тогда дети – это помеха. Взрослые — подсобные и не более. Хуже, если еще неаккуратные и непонятливые. Но если труд, тогда человек в деле для другого, он для того, чтобы помочь другому. В этом и есть нравственная основа труда.
Начало труда — нужда другого
Труд начинается с чьей-либо нужды. А на нужду откликается призвание любви – чуткостью к другому. Если я вижу, что моя семья нуждается, я буду трудиться в эту нужду. Если надо исполнить – иду исполнять. Надо доделать за другого – иду доделать. А если надо дело другого взять на себя – иду и беру.
Нравственная основа труда или начало нравственного дела – это нужда другого. Сапожник без сапог – это гражданин, искренне пребывающий в своем гражданстве или отечественном призвании. У него до себя дело не доходит, потому что нужда вокруг – вот он латает и тачает. Потому что в призвании отечественном служит всем нуждающимся, а о себе забыл подумать.
После этого, вслед за откликом на нужду, начинается здравое отношение с нуждою. Нужно обдумать, как лучшим образом эту нужду исполнить. Можно исполнить кустарно, как получится, можно сделать совершенно. Для последнего требуется замысел, надо замыслить дело по этой нужды. Смысл увидеть – как результат дела и нуждающийся, в результате, будут едины. Едины в семье, едины пред Богом, едины между собою. Отсюда и дело увидится в деталях, в приоритетах этапов исполнения, увидится и качество исполнения.
После замысла требуется подготовка к исполнению дела. Подготовка степенная, вдумчивая, надо подготовить рабочее место, материалы, их объем, качество.
Подготовка к делу
У Василия Белова в книге «Лад», есть удивительный рассказ. Деревня нуждалась в колодце. Жители позвали артель копателей колодцев. Пришли мастера, выслушали нужду, походили по дворам, поспрашивали, что хотят жители – какой колодец, какую воду. Потом несколько дней стали неторопливо искать место для колодца, будто не собираясь приступать к делу. При этом вдумчиво вглядываясь и вслушиваясь в нужды людей, в обстановку, обстоятельства. Какими-то своими способами они нашли место, где будет вода. Несколько дней бродили вокруг этого места, приглядываясь и прилаживаясь, и опять не приступая к делу. Потом подготавливали материал – бревна, также степенно отбирая каждое дерево, каждый ствол. После помолились, благословились и враз выкопали, поставили сруб – колодец был готов за пять дней. А подготовка шла полторы недели.
Внешне казалось, что это некая раскачка. А на самом деле — это внутреннее собирание в замысел. Собирание в здравое исполнение этого дела. И собирание своих лучших сил для исполнения дела. Потом помолясь, благословясь, взяли и сделали. Вот что такое подготовка.
Результат и плод
После подготовки идет само дело, а в нем умение и мастерство. После дела результат и плод. Результат, в данном случае, это выкопанный колодец. Плод – нравственные дарования, которые укрепились и развились в работниках во время исполнения этой нужды. Это чуткость к нужде, забота, от которой выполнялось дело, ответственность, обязательность, долг, совесть, это богобоязненность и боголюбие.
Из боголюбия дело было исполнено особенно ладно. В старину говорили, что дело, исполненное при богобоязненности из боголюбия – стоит века. Следовательно, такой колодец не сгниет и не порушится. И вода из него не уйдет. Это плоды — внутренние нравственные достояния, которые формируются в ходе самого дела и пестуются в людях от дела к делу.
Мастерство
Мастерство – это прикладные способности, свойственные человеку, умноженные на опыт. Им дело исполняется качественно. Результат – наглядный предмет, который выполнялся. Плод – это нравственное дарование. Вот из чего состоит любой труд. Труд в полноте – это нужда, отклик, замысел, подготовка, само дело, умения, мастерство, затем результат и внутренний плод.
Как происходит развитие этих возможностей и готовности к исполнению в природе человека. Между откликом и замыслом есть еще одно действие, которое должно быть усвоено, как внутреннее устроение ребенка и последующего взрослого мастера. Это послушание. Нужда, отклик, послушание, которое совершает поворот к самому делу. Отклик – это нравственное явление, а послушание – явление духовное. В отклике есть долг и совесть, а в послушании включаются боголюбие и богобоязненность.
Когда и как формируется такая полнота трудового человека? Это происходит с 3-х до 24-х лет. Естеству возраста от 3-х до 5 лет свойственно пробуждение и укрепление чуткости к нужде, отклик на нее. Это начатки плода, т. е. нравственных дарований – чуткости к нужде, отклика на нужду. Потому что есть еще самый важный плод в детях – это сыновство с его чуткостью к родителям, с заботой о них, о братьях и сестрах, с его совестью и начатками долга.
Возрастные этапы трудового развития
Результата труда в этом возрасте не может быть. Поэтому ошибка родителей в том, что они поручают ребенку 3-5 лет что-либо делать и требуют результата. А результата ребенок дать не может, у него для этого ничего нет – ни знаний, ни умений, ни внутренних сил для исполнения результата.
В этом возрасте нужен не результат, а плод. Которым является, его сыновняя чуткость, сыновнее единение с родителями, принадлежность им и отсюда сыновняя радость от того, что он был вместе с родителями. И родители рады тому, что ребенок был с ними и старался изо всех сил. Сделанное не суть важно, не им довольны родители. Сделанное может быть надо будет десять раз переделывать. Ну так не в нем дело.
В 5-7 лет – пойдет труд над послушанием и работа над умениями. С 7 до 10 лет к послушанию присоединится подготовка к делу. Подготовка, значит надо научить ребенка устроить рабочее место, приготовить материалы необходимого качества. Раньше в этом возрасте ребенка отдавали мастеру, чтобы он был у него подсобным рабочим.
В возрасте от 10 до 12 лет пойдет работа над замыслом. Свое начало замысел берет от характера нужды, от человека нуждающегося. По нему, по человеку будет дело выкраиваться. И к его пользе будет весь труд. В этом нравственная основа труда. Потому что труда без нравственной основы, без призвания любви – сыновства, отцовства, материнства, отечественного призвания (для пользы отечества) – не бывает. То будет дело, но не труд.
За делом должна стоять нравственная основа труда
Дело, исполняемое само по себе, независимо от людей не имеет нравственной основы. Поскольку, за ним вместо жизненных призваний стоит самолюбие, самореализация, честолюбие, славолюбие. Трагедия человека в наше время в том, что воспитанием трудолюбия семья не занята. Потому что все гонятся за развитием талантов и способностей, и все на честолюбивой, самолюбивой основе. Поэтому и замысел труда, как явление ушло из жизни современного человека. Вместе с работой над замыслом пойдет работа над умениями и через это движение к результату, к подведению итогов и выводов.
В период с 12 до 14 лет снова будет совершаться труд над нуждою, откликом, делом, над плодом и результатом. Плод этого периода – гражданский или сыновний отклик, долг, обязательность. Они должны стать реальностью в труде подростков. После плода – результат, но важнее плод. В 14-17 лет вновь послушание, замысел и подготовка. После 17 до 24 лет — развитие всех прикладных дарований и работа над мастерством.
Так заложено в душе человека и в детской природе — готовность к исполнению завета Божьего в труде и поте добывать хлеб свой насущный и питаться от дел рук своих. Так развивается в человеке трудолюбие, которое непременно исполнено или внутренне напоено совестью, боголюбием и богобоязненностью.
протоиерей Анатолий Гармаев