Общинный уклад жизни в Церкви — труд по изменению себя.
Общинный уклад жизни в Церкви
Общинный уклад жизни в Церкви – это труд над восстановлением благодатного присутствия с нами Святого Духа. Все, кто собираются единой благодатью Святого Духа в совместную жизнь Господу Иисусу Христу, и составляют общину. В общине совершается труд каждого над удержанием распорядка новой жизни, в котором появились: богослужения, домашние молитвы, пост, появились правила его отношений с ближними, например «3 по 3», или труд над заповедями Божиими.
Поворот к членству в церковной общине – начинается с исполнения какой-либо заповеди. Когда труд над нею делается главной составляющей его церковной жизни. Человек знает о ней и, пусть эпизодами, но направляет своё поведение по заповеди. Искренняя потребность исполнением заповеди угождать Христу и есть вхождение в Его общину, Его Церковь.
Внутренний труд над собой
Вместе с этим там, где появится труд над изменением себя по этой заповеди, там и община. Где есть труд над заповедями, там появляются начатки общинных отношений и общинная жизнь, порождаемая любовью ко Христу, любовью к Его Церкви, любовью ко своим ближним, к семье, роду, Отечеству. Вводит в заповеди труд над выполнением правил. Он же и, ведёт к сердечным расположениям. В свою очередь от сердечных расположений происходит встреча с заповедями. До этой встречи мы заповеди знаем только умом, но не живём ими. Заповеди сначала исполняются вовне, часто в виде правил, и только потом начинают совершаться внутри. Сознательное прибегание к ним в правилах, искреннее сокрушение и покаяние при неисполнении их начинают влиять на наши сердечные расположения. Тогда только вслед за этим появляются добродетели.
В добродетелях открывается, то о чём говорит апостол Павел: «широта, долгота, высота и глубина». В итоге добродетелями и совершается собственно общинная жизнь. Через них возникают многоразличные связи друг с другом и нравственно-духовная жизнь общинно-церковного человека.
В широте – это вера и страх Божий, в долготе – это решимость и путь Господень, в высоте – это Царство Божие и духовная ревность к нему. И в глубине – это покаяние и наше преображение. То есть очищение, освящение и просвящение. И везде постоянный труд, везде постоянное подвижничество. Нельзя в подвижничестве жить достигнутым. Выйдя в путь не должно останавливаться на нём. Достигнутое не удерживается, если просто его в себе иметь. Оно начинает гаснуть. Там, где прекращается подвижнический труд, там начинаются немедленные и нарастающие утраты, порою невосстановимые.
В итоге для общинного человека прекратить внутренний труд над собой всё равно, что выпасть из общины.
протоиерей Анатолий Гармаев