Падшее естество или реальная потребность. Что скрывается за детской истерикой?
Почему ребенок плачет? Что скрывается за этими слезами — естественная потребность или его падшее естество? Проявление детской истерики — это то с чем сталкиваются большинство родителей, рано или поздно. У одних детей период истерики проходит быстро, у других – может длиться годами. Бывает, что в одной семье, при одних родителях дети ведут себя по-разному. Порой достаточно слова, каких то утешительных действий, чтобы успокоить дитя. А порой ребенок входит в истерику и ее невозможно остановить.
Что делать родителю? Как понять язык плача ребенка?Что же это такое «детская истерика»?
Три вида плача
Истерический плач или плач вообще, бывает трех видов.
Есть плач органический, т.е. реальная физическая боль, пока она не снимется, ребенок будет плакать. Еще есть плач душевный, т.е. недостаток душевного внимания, тепла, участия. Ребенок будет плакать от этой душевной недостачи. Эти два плача надо будет различать, они разные. И есть плач страстный, самоугодный, самохотный плач. В трех видах плача ребенок может начать с одного плача и перейти в другой и третий. Бывает физическое недомогание, а родитель не может сообразить, что надо делать. Отмахивается от ребенка, не обращает на него внимания или ярится на него. А у ребенка постепенно начинается душевная боль. Он начинает плакать уже от душевной боли. В этом плаче проявляется естественная потребность ребенка, не его падшее естество. Но если родитель продолжает отмахиваться от ребенка. Или проявлять агрессию, ожесточение, тогда начинается уже истеричный плач, который уже невозможно будет остановить.
Это значит, что родитель довел ребенка до того. Потому что спонтанное развитие плача происходит в ребенке непроизвольно. Ребенок еще не умеет управляться с этими тремя видами плача. Если не услышать язык плача и не снять первую причину. То он естественно будет развиваться в следующий вид плача и, в конечном итоге, в третий. Поэтому, чем более агрессивно ведет себя родитель с ребенком, тем быстрее ребенок придет в истерику. И тем сильнее эта истерика будет продолжаться, как многочасовая. Бывают случаи, когда ребенок плачет в течение 2-3-х часов непрерывно, до синюшного состояния. Родитель уже полностью истощился в своих ожесточениях. Прошел фазу полной растерянности. И вошел в фазу полного отчаяния от плача ребенка. А ребенок все не унимается.
Проявление нераскаянных грехов рода в ребенке
Каждый ребенок рождается не просто как чадо Божие, но к сожалению, и как падший человек, несущий в себе нераскаянные грехи родительские и предыдущих поколений. Они передаются ему не как грехи, а как падшее, т.е. испорченное естество ребенка или тлен. Да, ребенок рождается без греха, но нераскаянные грехи родителей в ребенке сидят как влечения, как страсти, которые изнутри готовы ко греху. Они будут искать внешних обстоятельств, в которых бы возможно было страсти ожить. Тогда, они прилипают к предмету своей страсти, привязываются к нему и начинают быть с этим предметом, как с предметом своей страстной жизни. И ребенок, родившийся без греха, начинает грешить, движимый пробуждающейся страстью, склоняется, в конечном итоге, ко греху.
Если родители своей неутешительной или хуже того, противоположной, разжигающей страсть реакцией, привычно для себя или характерно для своего характера выращивают страсть, тогда страсть в ребенке делается привычной для него. Такой ребенок предмет своей страсти, т.е. что-то узнаваемое для себя, будет искать и находить во всех окружающих людях и предметах. Все страсти – это те или иные отношения с человеком или с предметами. Изначально испорченные отношения. В этой испорченности и порождении ненормальных отношений и заключается падшее естество.
Чистое родительское обращение с ребенком
Есть и другая характеристика падшего. Это состояние добра в естестве ребенка. В падшем состояние доброе естество ребенка расслаблено, не имеет силы, а то и подпорчено корыстью. Такое добро требует сугубых поддерживающих отношений с ним, имеющих выращивающий характер, питающий. Потребуется и закалка, через которую только и обретается выносливость, устойчивость и непреодолимость добра.
Счастливы дети, если они своим детским страстным не находят, за что зацепиться в своих родителях. Напротив, родительское обращение с ребенком чистое. Они со свойственною им любовью, попечением и почитанием божественного в ребенке проникают к его душе, совершенно не касаясь страстного, не замечая и ничем не трогая, не запачкиваясь, не задеваясь детским падшим. И напояют, оживляют детское богодарованное, детское обращение к родителю. Неудивительно, что при таком родителе падшее проявление ребенка, заявив себя на какое-то время, постепенно начинает затихать, высыхать. Есть дети, у которых это падшее уходит через агонию.
Тем не менее, ребенок какое-то время настаивает на своем. Но родитель обращается к сыновнему в нем, к его сыновним свойствам, невзирая на падшее естество ребенка.Дитя, схваченное страстью, может плакать и впадать в истерику. Это истеричное поведение может продолжаться, – и месяц, и полгода, и год, и даже 3 и 5 лет, – пока сила детских свойств сыновства не окажется больше, чем страстная сила. Если ребенок сам достаточно одарен в своем сыновнем, то при благоразумном родителе и чистых от мокротно-душевных отношений с ребенком, сам восстанет над страстною силою, и капризы его скоро кончатся.
Что питает страсть в душе ребенка
Но если ребенок в своих пяти свойствах сыновства сам слаб, то капризность ребенка может продолжаться долго. И не скоро начнет сгорать. В полной семье, где папа не только папа, но и отец. Где мама не только мама, но и мать. В такой семье ребенок либо сам не отдается страстному и претерпевает. Либо страстное борит его, а ребенок не отдается ему, потому что его поддерживает и укрепляет здоровье отцовское и материнское отношение к нему. От него ребенка зависит питать страстное или нет. Когда ребенок питает страстное, тогда страсть живет, паразитируя на его душе. Со времени, когда ребенок начинает жить чистотою души, тогда страстное уже изживаясь, как будто напоследок может пережить агонию.
Бывает, что ребенок заходится в истерике. Но эта истерика непродолжительная, короткая, ей нечем питаться, потому что ребенок от нее уже душою отлагается. В нем уже есть внутренняя потребность иного доброго, богодарованного пребывания. Так ребенок, было начав истерику, вдруг остановился. Истерика куда-то исчезла. Он растерялся. Не знает, что дальше делать. Попытается, потужиться чтобы от себя ее начать. А она не начинается. Всхлипнув, замолкнет озадаченно. А потом начнет возвращаться к игрушкам, или к каше, которую не доел. Как будто ничего и не было. Если мирное и ладное настроение ребенка подкрепляется родителями, поддерживается и напояется обращением к его свойствам сыновства, то постепенно в течение полугода, года, в худшем случае 2-3-х лет, ребенок изживет в себе это страстное влечение, хотя бы родителям и пришлось пережить с ним какое-то число агонических приступов.
Возможно ли изживание родовых грехов?
Опыт Церкви говорит, что нераскаянные грехи рода переходят в следующее поколение в виде падшего естества, т.е. в виде испорченной природы человека. Это накопление порчи в человеческом роде приведет, говорит Апостол Павел к «…последним дням, как временам тяжким. Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, наменны, родителям непокорны, водимые различными похотями, всегда учащиеся и не могущие дойти до познания истины, развращенные умом, невежды в вере» (2 Тим.3,1 – 8).
Святитель Игнатий (Брянчанинов) в «Аскетической проповеди» (это 4-й том его собрания сочинений) много говорит о падшем естестве, раскрывая силу его, которою оно препятствует добродетелям. В это же время его современник святитель Феофан Затворник подробно описывает составы падшего естества и борьбу с ним. Эту борьбу, говорит он, должно вести каждому христианину. Составы падшего естества это – узы духа. Их три: пять греховных покровов сердца, возбудителей греха их четверо. И реальность нашего времени требует добавить к этому еще четыре внешних закрепителя характера. Святитель борьбу с падшим естеством раскрывает, как внутренний труд над собой, т.е. над перечисленными его составами.
В то же время жития святых и аскетические книги подвижников Церкви описывают строгий уклад жизни, в который выливается описанный святителем внутренний труд над собой. Суровые аскетические условия или отшельники и монашество монастырей со строгим уставом изживали падшее естество, не давая пищу для любых его похотений.
Крестьянский уклад в борьбе с падшим естеством
У мирян борьба с падшим естеством выразилась в суровом для нас, современных людей, крестьянском укладе жизни. Труд на земле с ранней весны до поздней осени – пахота, посев, сенокос, жатва и подготовка полей к следующему году, наряду с домашним хозяйством – скот, птица, дом. Рождественский и великий пост, когда, по воспоминаниям иностранных послов, в 15-18 веках люди каждый день, от 3-х летних детей до стариков всей семьей стояли в храмах на постовых богослужениях: утро-вечер, утро-вечер. Это и был тот труд уморения падшего естества, который в его внутренним делании описан святителем Феофаном.
В видимом укладе жизни этот труд был осуществлен крестьянами. Тем уничтоженным крестьянским классом в России, которого теперь уже нет. Его нет во всем мире. Это тот уклад жизни, который ведет к изживанию «мокротных» (так называют святые отцы) движений и настроений души. А если в наше время нельзя помочь себе укладом, тогда родителям в обращениях с детьми нужно учиться производить эти действия труда над собой. Им возрастать из папы в отца, из мамы в мать, т.е. в отцовство и материнство.
Это значит идти к своему богодарованному. То есть надо найтись в отцовских и материнских призваниях, которыми родители вступают в обращение с пятью свойствами сыновства в детях. При этом из любви просто затихнуть во всем том, что возмущается на поступки и поведение ребенка. К сожалению, воспитатель или родитель имея в своей греховной природе способность возмущаться на детей, слова, здесь сказанные «из любви затихнуть» переводит в привычное – надо затихнуть. Таким переворотом от живой души к позиции родитель получает подкрепление своей внутренней установки, что ему как-то надо быть с детьми. Вот это «надо быть» и есть установка падшего естества или позиция.
Можно ли что-то сделать, чтобы не сорваться?
Ребенок кричит – с ним истерика. А в родителе, воспитателе в этот момент подымается чувство – «надо» что-то делать. А что надо, как надо? Не сразу сообразишь. И чем больше этого «надо», тем больше сумятицы в душе, и в итоге, от не разрешаемого «надо» родитель срывается. Его понесло. Так агрессивный по своему характеру родитель наорет на ребенка. Закомплексованный, закрутится в себе и пойдет переживать, плакать в подушку. А третий, склонный к равнодушию, бросит все. И скажет: «тьфу на вас, живите, как хотите», и пойдет в своей окаменелости, деревянности чем-нибудь заниматься . Видите, от характера все зависит.
Первое, утихомирить свое «надо». Тут два пути – верный и ложный. Верный – смириться с тем, что делает ребенок. Ложный –когда появляется «надо», направленное на себя («надо взять себя в руки, надо утихнуть») и этим надо запретить в себе другое воспитательское «надо». Запретить желание что-то сделать с ребенком. Одно «надо» против другого. Но источник обоих «надо» – падшее естество, а в нем узы духа – самолюбие. При этом родительское самоугодие наткнулось на неугодное поведение ребенка, а накинуться хочет на ребенка самолюбие родителя.
Значит лучше будет, если ты просто утихнешь, смиришься. Утихнешь – это значит, отложишься падшего. Смирение – это есть отложение всего противного Богу, всего противного твоей природе, родительскому призванию. Поэтому так важно смириться. Утихнуть в сумятице всяких «надо», затихнуть навстречу к Богу. Тогда уже Господь даст движение или дыхание душе. Оно сначала может быть очень кротким, буквально как легкий ветерок. Это может быть разумная мысль. Или придет чувство от силы сердечной. А сразу за чувством, появится легкий образ, что делать, как поступить. В этом случае, очень важно воспитать в себе навык следовать этому дыханию. Это то самое дыхание Божие, которое тебе помогает обретать: папе отцовство, а маме материнство.
Учебные курсы училища
Коррекционная педагогика