Подвиг новомучеников и исповедников Церкви русской и подвиг в ВОВ – одно ли и тоже?
Подвиг в Великую Отечественную Войну
Есть великая разница между подвигом Великой Отечественной войны, и тем что есть подвиг новомучеников и исповедников Церкви Русской. В Великую Отечественную войну нужно было от внешнего врага защитить Отечество. И нужно было собственной, реальной, физической силой, воинской смекалкой и военной техникой преодолеть наступающего из вне врага. Люди полагали свои жизни за свое Отечество, за тех, кто дорог для них — за свои семьи, родных, близких. Всякий, кто дорог был сам себе, тот стал предателем. Но тот, которому были дороги его семья, его близкие, его друзья, Родина, Отечество, тот за них и ради них шел и отдавал свою жизнь. Тот, кому дорого было само Русское Отечество, тот шел на фронт, и отдавал свою жизнь за то, чтобы Отечество сохранилось и было живо.
В итоге в дни Великой Отечественной войны подвиг русского народа не требовал веры. Поэтому немало людей совсем не верующих, и даже гонителей веры умирали на фронтах. Они отстаивали свою Отчизну, Родину, будучи ярыми атеистами, гонителями даже Христа, православия и Церкви. Так было во все времена, всякие войны имеют такой характер. Во всех народах, какие бы ни были, православные, не православные, любых религий, всегда и везде было так. Потому что, отстаивалось земное Отечество, право земного существования, право земной жизни и земного счастья.
Подвиг новомучеников — подвиг веры
Подвиг новомучеников и исповедников Церкви Русской не требовал от них никакого стояния физического против нападающих врагов. Мы видим, что никто из них не схватился за пистолет, на нож, за топор, за вилы и еще за что-либо, чтобы отстаивать себя и свою веру. Власть сменилась — Богу было угодно, чтобы так произошло. И эта власть требовала поклонения ее идольским ценностям, целям, задачам. Она принесла их с собой и водрузила в смысл жизни советских людей. И требовала поклонения идолам безбожия. Сугубое торжество земной жизни, совершенное отвержения Бога, и объявление Его, как не существующего.
Подвиг стояния за веру
Здесь нужен был совсем другой подвиг — подвиг стояния за веру. Совсем другое вооружение — не внешнее оружие и воинское собирание. Здесь нужны были средства веры, исповедничества, средства умения в условиях гонения, пыток, тюрем и лагерей хранить страх Божий и молитвенность. Нужно было мужество, чтобы остаться верным Христу. Нужно было упование на жизнь будущего века и готовность всего себя посвятить ей. Жизни будущаго века, не сегодняшней, земной, а той, что после смерти. И этим последовать Христу.
Для этого надо было не просто воспомянуть Евангелие и Его заповеди, но встать в них. Войти в них, как в свою собственную жизнь, как в реальность своего бытия и существования. То есть нужно было совсем другое вооружение, другое оснащение. Не внешнее, а внутреннее. Не в предметах вещественных, а в добродетелях духа и свойствах души. В чём способен человек мужеством, терпением удержать себя в посвященности Богу, а не жизни земной. Даже ни во что поставить для себя земную жизнь. Всем упованием на Бога удержаться в верности Небесному Царству, в верности вере.
Посвящение себя Богу в мирное время
В мирное, дореволюционное время до начала гонений, до свержения в 1918 году правительства и до водружения безбожного государства, в царское время еще возможно было посвящать себя Богу в мирной молитве, в постах и праздниках и в церковном порядке жизни года.
Особенно в дни поста посвящать себя Богу следованием Евангелию и Его заповедям. В эти дни отлагать дела мирские, умножающие довольства земной жизни, отсекать себя от мира сего и от духа времени. Мир сей — земные утехи и от духа времени. Дух времени — процесс умножающего довольства земной жизни, дух, который начал воцаряться в народе задолго до начала революции. Все это требовалось, как малое исповедание себя христианином. Но из него с началом гонений на Церковь выросло большое исповедание. Вера и верность – это малое исповедание мирного времени в период гонений сделало его большим. Люди умирали за жизнь вечную. Не за Родину и Отечество, а за Церковь и за Христа.
Автор статьи: протоиерей Анатолий Гармаев