«Когда одухотворяются силы нашего естества»
Силы естества
Способности нашего естества — если они не одухотворены, могут постепенно замирать и опадать. В чем это проявляется? Когда человек регулярно причащается, и неважно с какой частотой, тогда на каком-то этапе церковного жительства у него могут эпизодами вдруг опадать силы: «Нет сил что-то делать, куда-то двигаться» или что-то подобное. При этом он помнит себя в других обстоятельствах или в прежнее время – у него были мощные силы. Особенно когда он до Церкви жил, тогда прямо летал и горы переворачивал. А тут вдруг силы опадают, силы естества.
Причем до практики регулярного причастия эти силы естества были могучие. Но по мере того, как причастие начинает входить «во уды и составы» человека, одни движения души начинают одухотворяться, а другие, несовместимые с причастием, начинают опадать. Когда будучи причастниками, вы вдруг, пришли в бессилие или немоготу – это и есть тот самый момент, когда не просто неодухотворенные, а противные одухотворению или невозможные для одухотворения силы нашего естества не могут ничего сделать против Христа, вступившего в нас. Не могут именно потому, что ты регулярно причащаешься. Есть у тебя личная воля и стремление к причастию.
Божественная сила
Другое дело, когда причастие происходит раз в год или раз в три года. Тогда нет твоего стремления и произволения к тому, чтобы сила Божественная и Сам Христос был в тебе со властью. Тогда и Господь хоть и входит причастием, но не находит встречной воли и стремления. Потому что ты не нуждаешься во Христе.
И наоборот, когда мы регулярно причащаемся, это говорит о том, что мы нуждаемся во Христе. Регулярность причастия значит, что подсознательно ты ищешь Божественной силы. Тогда твое желание Божественной силы соединяет тебя с ней. И Господь уже имеет власть над твоим естеством. То, что Ему непреемлемо в твоем естестве, то начинает гаснуть. Он же власть имущий Бог. Если в природе Он действует самовластно и от Себя, то в нас Он не может самовластно действовать. Он может только действовать при нашем стремлении к Нему.
Нравственные силы естества
Могут быть и другие силы естества, с которыми Господь вроде бы и хочет сочетаться в тебе, но они такие дряблые, немощные, и ты в своей ревности к сочетанию с Богом в этих силах естества маловольный, малодушный. Тем не менее, это могут быть те свойства твоего естества, которые сродни Богу. Они могли бы быть соединены с Ним. И Господь мог бы их взять в Свое окормление. Но ты не готов. Ты в них маложаждущий, маложелающий, вялый. Этими силами можно было бы совершать церковную жизнь. Ими и в них развивать в себе добродетели, но ты хоть и начинаешь оживать в них, но чувствуешь себя вялодвижным, вялоподъемным.
Воспитание духа
Сознание твое говорит, что надо идти и делать, что кого-то надо послушаться или не нужно с кем-то пререкаться, укорять и даже есть чувство необходимости перестать, а оно не перестаётся — это вялость нравственных сил. Чего не хватает? Не хватает твоего духа. В духе живут ревность, решимость и мужество, то есть долгота, постоянство, надёжность. А твой дух в этом мало воспитан. Там, где твои дух и душа согласны с Богом, только там твои движения души одухотворяются или претворяются на Божий лад в церковной жизни. И это будет явно видно. В церковные праздники ты будешь радостен. В обращениях с ближними будешь милостивым или долготерпеливым. Ты будешь прощать на дню и семь и десять раз. Потому что ты встал в это, в жизнь со Христом и она начинается в тебе пусть очень еще не ясно, но зато точно. А зачем нам ещё церковная жизнь, если не для одухотворения наших сил и способностей естества.
протоиерей Анатолий Гармаев