Как удержаться от греха или о девять правил против греха
«Возлюбленная о Господе сестра Н., спрашиваешь ты меня, грешнейшего из грешных, как удержаться от греха. Недоумеваю, что скажу и что возглаголю в ответ на вопрос твой. Ты бы спросила, как сделать чтобы мы грешили сколь возможно менее, если не можем удержаться совершенно от греха. На это пожалуй напишу тебе нечто, но и то не от себя, а по писаниям уже опытных в духовной жизни. Опытные, достигшие величайшей степени совершенства мужи предлагают для сего следующие средства или правила, то есть для сего, для чего? Как сделать, чтобы мы грешили сколько возможно менее и реже, если уж не можем удержаться совершенно от греха. Для этого девять правил: 1) первое –надобно избегать всех случаев ко греху, всяких мест, всех лиц, вещей, которые могут быть для нас соблазнительными и внушают нам греховные желания».
Так пишет некоторой сестре Н. иеромонах Варнава в 1890 году.
Что мы скажем об услышанном сегодня, в наше время? В написанных словах пока все просто. Перебери всех, все окружение свое, начиная от людей, событий, дел, и кончая предметами. И все, что так или иначе соблазняет тебя на тот или иной грех, удали от себя, а если это удалить невозможно по причине того, что оно так крепко стоит там на земле, например, постройки, еще что-то, тогда сам уйди от них. Например, магазины, никак от них не убежишь, они крепко стоят. Так ты не заходи в них больше, найди себе какую-нибудь лавочку простенькую и в ней питайся. Конечно, того в лавочке нет, что есть в супермаркете. Так ты и не дерзай на супермаркетовский спрос питания. Кушай то, что есть в этой маленькой лавочке.
Читаем дальше: «2) Надо бы непрестанно памятовать последняя своя. Смерть, суд, воскресение, будущую жизнь.
3) Третье – как можно чаще представлять себе везде присутствие Божие, то есть перед Богом ходить». Этого мы совсем не имеем, и поэтому ходим так, как мы ходим. А надобно в присутствии Божием все время ходить. Памятовать, что Господь всегда зрит тебя. Для этого надо размышлять о благодеяниях Божиих. Особенно о жизни Господа нашего Иисуса Христа на земле. Быть при Его страданиях и смерти. И вообще в главных истинах православной христианской веры. Где ещё и как мы можем узнать эти слова в нашей жизни?
Об этом нам рассказывает слово отца Иоакима Парра, которое он сказал о кресте. Мы Крест Господень чтим. Стои́т он перед нами, мы кланяемся, прилагаемся к нему. Но есть и живые кресты, которые ходят вокруг нас и рядом с нами живут. Но мы не чтим их и не прилагаемся к ним? Наоборот, бегаем от них. Хотя этот живой крест — это как раз и есть наш крест. Этот живой крест – есть неприятные для нас люди с их ужасными против нас характерами. Когда они появляются на пороге, ты должен благоговеть перед ними, как будто перед крестом, который я сейчас перед тобою держу. В конечном итоге подойти к нему и поцеловать его с тем же благоговением, с каким ты сейчас будешь прилагаться к Господнему Кресту!!! То есть похристосоваться.
Приложение с благоговением или христосование с живыми крестами, которые ходят перед тобой и причиняют (это слово не вполне согласуется со словом «жизнь». Может лучше слово «устраивают»?) тебе ужасную для твоих чувств жизнь, является спасительным. И тогда оно восстанавливает тебя в единении с крестом Господним. Потому что именно этот твой крест Господь искупил на Своем Кресте. Все наши кресты Господь искупил на Своём Кресте. Поэтому если ты вещественный, металлический, деревянный крест благоговейно лобызаешь, а живого собственного креста бегаешь, то ты не прикасаешься к Кресту Господню. Более того, если на него бранишься, ты Его страдания, которые Он понес за тебя ради твоего живого креста не усваиваешь, не сообщаешься с ними и они тебе не усваиваются. Ты ходишь весь в окружении крестов, расхристанным, то есть не слыша Бога.
4) Четвертое – сердечная и усердная молитва и частое призывание имени Господа Иисуса Христа весьма способствует удерживаться от греха. Не просто творение как говорят в кавычках «молитвы Иисусовой», а частое призывание Господа в связи с твоими грехами, от которых ты начинаешь подвигаться в их сторону. Тому же служит и молитва Иисусова. Тем более делание Иисусовой молитвы. Этим деланием возможно прийти к тому устроению, о котором на каждой литургии звучат слова: «И вся внутренняя моя Имя святое Его»
5) Пятое – «надо внимать себе, то есть бодрствовать, наблюдать за собою, за своими чувствами, желаниями». Этому очень способствует дневник, если будешь его вести.
6) Шестое – «как можно чаще должно прибегать к таинству покаяния, исповедовать перед отцом духовным, просить у него и слушать его совета, и после этого достойно причащаться Святых Таин». Причащаться, чтобы уже нести в себе эти Тайны. И, если ты несешь в себе Причастие, т.е. таинство Христа, признаком этого будет твоё расположение к каждому, кто Святые Тайны принял. Первично это расположение будет от твоего памятования, что они Тайн Христовых тоже приобщились. Не видеть в ближнем его ужасной физиономии. Но миром и благоговением принимать, что он Тайны Христовы носит в себе. Потом когда-нибудь будет и душевное восприятие его Христоношения и от того простота обращения с ним, а потом, может быть сподобишься, будет и сердечное.
7) Седьмое – «не упускать случая, возможности присутствовать при церковном богослужении, а дома читать духовные книги».
8) Восьмое – «чаще беседовать с людьми благочестивыми, и избегать разговоров праздных». Избегайте разговоров праздных, потому что в них либо осуждение, либо пустословие, либо суетное произнесение имени Господа. Поэтому с благочестивыми общайтесь. Так как они как раз убегут от тебя, как только ты пустишься в праздные разговоры, они скажут «Ой, прости, у меня там что-то…дома забыл, котлета на сковородке, она сейчас сгорит», или же «Ой, дай помолюсь немножко». И все, все твои праздные разговоры с ними кончатся. Держись благочестивых людей. В них первое условие нашего спасения.
9) Девятое – «постоянно в свободное от богослужений время иметь какое-либо полезное занятие». Нести ли свою должность, заниматься ли какой-либо работой для ближних твоих, чтобы не быть в праздности. Полезным это занятие будет от сознания, что ты Богу то или иное делаешь. Делая для людей угодное делаешь Богу.
Вот так иеромонах Варнава и просит нас жить, чтобы стараться удержаться от греха.
протоиерей Анатолий Гармаев