Важные жизненные уроки о. Анатолия Гармаева
Важные жизненные уроки о. Анатолия Гармаева для воцерковления нашей семьи.
Урок 1.
Это был конец 2001. У нас с мужем было уже пятеро детей, старшему 7 лет — младшему полгода. Между тем, было много вопросов по воспитанию, по жизни в семье, были и вопросы духовные. Но однажды мой свёкор, прот. Леонид Цыпин, на беседе со мной о детях, сказал, что приедет отец Анатолий Гармаев к нам в Германию, и я смогу задать ему свои вопросы. Первая встреча осталась в памяти такой.
«Отец Анатолий, что же нам теперь делать если мы такие грешные, а дети уже есть и их нужно воспитывать, а мы сами немощные?«
«А кто это «мы»? » — » Ну, мы, с мужем«-» А при чем здесь муж?«- » …Что? Что делать, если я? ..я такая …грешная?“. Развернул меня к самой себе этим вопросом. А мне было так удобно все сваливать на мужа!
Урок 2.
Уже дома, он был у нас в гостях, была фраза «надо сокращать потребности«. У меня все внутри сжалось от этого. «Как сокращать? Мы и так очень скромно с пятью детьми живём?» А что было сказано? Ведь в Евангелии об этом же, «где сокровище ваше, там и сердце ваше«. Но потом увидела, как пухнут они, эти потребности при разглядывании рекламок, предлагающих вещи и продукты по сниженным ценам. Тогда мне становится нужной вещь, о существовании которой раньше и не знала, и без нее обходилась. С тех пор очень бегло, иногда просматриваю рекламу, когда что-то нужно купить. Но никогда — из любопытства:»что там предлагают?«
Урок 3.
Потом было лето 2002. Когда отец Анатолий приехал к нам в лагерь в Германию с помощником Алексеем Голиком. Собралось около 100 человек людей. До этого у нас были детские лагеря, с приезжающими в гости взрослыми. Образ детских лагерей дал нам немецкий православный священник Иоханесс Нотхаус. Он собирал только детей преимущественно до подросткового возраста. Три раза в день молитва по переведенному на немецкий с греческого молитвослова, занятия катехизисом до обеда, и после обеда- проведение времени с детьми на озере, в походах, играх, одним словом развлечения. Но в этот раз из интереса к личности российского гостя, известного своей педагогической деятельностью, приехало много взрослых.
Мы не знали как нам организовать такую массу людей: молодёжь, родители с детьми, одинокие взрослые, дети без родителей. Отец Анатолий показал, как можно организовать общинную жизнь: чтобы было организованно и функционально, нравственно и радостно, и духовно. Все участники были разделены на несколько малых групп, так называемых объединений, чтобы дежурить и проводить события в этих малых группах. Группы были собраны не по возрасту, что сначала вызвало протест молодежи — подростков, один из них сказал: «О чем я буду говорить, например с вами (показав на взрослую женщину, многодетную мать), о венике что ли?“. Отец Анатолий настоял, чтобы не было разделения на молодёжь и взрослых с малыми детьми, чтобы была разновозрастная структура.
Сегодня для нас это обычное дело, но тогда — открытие! Был так называемый сход, где были выработаны правила жизни в таком общинном собрании: некоторые мы держим до сих пор, например: не пьём спиртное, когда собираемся вместе на поселение, только может быть общая чаша за праздничной трапезой. А если случается забываем, то сразу — последствия, подростки тоже собираются параллельно — со спиртным.
Урок 4
Удивительное событие — «Многоголосие». Хотя мы сомневались, получится ли? Получилось, до сих пор помню тему: » Дивен Бог во святых своих!» Поразило! Это не концерт с аплодисментами.
Каждый участник многоголосия готовит что-то по заданной теме: стихотворение, песню, прозу, может и танец, а может при вдохновении и что-то просто сказать. Но участники не договариваются, кто когда и что будет делать, говорить. Несколько ведущих, 2-3 человека, начинают событие каким-то произведением, отрывками из него, ведут красную нить в течение всего многоголосия. Каждый участник внимательно слушает, внимает. И если приготовленное им произведение продолжает то, что только прозвучало, тогда после нескольких секунд паузы он вступает, продолжая нить темы.
Было очень торжественно, тихо, все внимали друг другу. И думается был с нами в этом событии Господь. После этого несколько раз я была на многоголосиях, и всегда так, всегда Господь рядом в этом событии, где все так искренне славят Его и Его святых, Его Церковь.
Урок 5
Событие — «Изба» или «Горница», где мы, тогда молодые участники, были «стенами избы“. Тогда как отцы: отец Анатолий, отец Леонид Цыпин и дьякон Сергий Досычев сидели внутри и говорили на какую-то важную тему, сейчас не помню какую, что-то о Церкви. Мы слушали, учились слушать. Потом в какой-то момент » стены оживали». И мы могли задавать вопросы, потом » снова замолкали», и так несколько раз. Мы учились у старших, их жизненному опыту и опыту церковному. Учились слушать, слышать, думать.
Урок 6
Первый раз в моей взрослой жизни, в жизни многих из нас, были хороводы. Сам отец Анатолий их заводил, какая красота! Какая радость движения, пения, общения! А как понравились они нашей молодежи. Как они, не выучив ещё слов, почти в тишине водили их каждый вечер; молодые, красивые, какие-то тихие даже. До сих пор хороводы водят у нас и в семейных поселениях, в детских лагерях и на приходе в Дортмунде по большим праздникам, на масленицу.
Урок 7
Когда мы с мужем и с младенцем Устином, 1 год, провожали батюшку в аэропорту, вели какие то «высокие разговоры», задавали вопросы. Но батюшка взглянув на испачканное лицо моего сына, сказал: «вытирай его, пусть привыкает быть чистым...». Вернул меня к моему материнству из заоблачных сфер. Если что видел неверное, тут же, не укоряя, исправлял.
Урок 8
В 2004 году приехали мы в Отраду на поселение с тремя младшими детьми, младшему было 1,5 года, старшие трое поехали в детское поселение у себя в Германии. Мы готовились к худшему, но действительность превзошла ожидания. Давно не были в России, по дороге покупали пирожки; дочь, Аня 5 лет, заболела, понос, рвота. Поселили нас в одной комнате с другой семейной парой за занавеской. Устину 3 года, Грише 1,5. Аня уже не вставала, ничего не хотела, пила с трудом, выносили под дуб полежать, на воздух. Обливали холодной водой из колодца для поднятия иммунитета. Дали пить кока-колу, мы же строгие родители тогда ничего не разрешали, тогда как детям очень хотелось. Отец Сергий Мотовилин, врач по образованию, разрешил: “Если хочет, то пусть хоть кока-колу пьёт“. Но была какая-то уверенность, что все будет хорошо. Батюшка молился, все молились. На Рождество Иоанна Предтечи причастилась и…, выздоровела.
Урок 9
Правило о причастии детей услышали со страхом. Сразу подумалось — видимо наши дети в поселении не причастятся. Дети не должны шуметь в храме, и с херувимской до причастия должны быть в храме, без выходов и входов. Отец Анатолий объяснил почему так строго. Наше покаяние и подготовка к причастию недостаточны, если наш младенец кричит в храме перед великой Святыней.
Но Господь устроил так, что наши младенцы, устроившись или в ногах, или на руках, были или спокойны или спали. Аня тоже причащалась, она была большая и послушная. Это правило хранили потом и в своем храме. Хотя иногда слышала от прихожан, когда не разрешала своим детям причащаться, если они не исполняли это правило: «Господь сказал. пустите ко мне детей…«. Получалось, что я не пускала. Чтобы научились «приходить к Нему, Господу«, а не обязанность только исполнять.
Урок 10
Знакомились друг с другом на ресурсном круге. Весь состав поселения, и взрослые, и дети, садились в один общий круг и каждый отвечал на один вопрос: «Кто ты, откуда и чем сейчас живёшь?«, или «Что тебе дорого?«. Была другая форма – двойной круг. Точно так же садились в два круга друг напротив друга. Но передвигались из одной пары в другую. Нужно было задать один, волнующий меня вопрос случайно попавшему ко мне человеку, слушала ответ, сама отвечала на вопрос собеседника из пары, и так три раза. А потом вдруг: повторить, что тебе посоветовали в первых трёх разговорах. Но я, оказывается, не все услышала, не все слушала с вниманием и уважением, были предубеждение и амбиции!
По-новому пережила очень важное слово «ресурсный». Оказывается, у каждого человека есть свой опыт, более того, это и есть его ресурс. Именно из этого ресурса отвечали на вопросы. То есть не из «что я знаю по этому вопросу«, а из «как я знаю этот вопрос из своего опыта«. Потому ответы были значимы всякий раз, когда так человек делился своим опытом, а не тем, что прочитал об этом где-либо.
Вообще с этими понятиями мы впервые встретились здесь на поселении. Но сейчас на поселениях в Германии мы обязательно встречаемся в ресурсных кругах, в двойном и одинарном, когда все собравшиеся отвечают в шести парах на разные поставленные ведущим вопросы. Точно так же результаты всегда удивляют открывающимся богатством соборного опыта и знания.
Урок 11
Батюшка звал в труд на кухне по подготовке праздничных трапез. Но мы боялись. Как можно взяться готовить трапезу почти на 150 человек, семье с маленькими детьми? Да, будут помощники, но всё же главный ответственный — семья. Хотя батюшка обещал близкие отношения со святыми, в честь которых готовится трапеза. Батюшка умеет так мягко убеждать, мотивировать. До сих пор не знаю, как мы вызвались готовить трапезу на праздник первоверховных Апостолов Петра и Павла! Настя Акжигитова, милая солнечная девочка, сказала, что приготовит котлеты из рыбы. Например, для меня это был высший пилотаж. Но вечером оказалось, что мясорубка не работает как нужно, и котлет не будет. И я утром готовила рыбу как умела, а готовила я очень просто, жарить времени тоже не было. Все были добры и в итоге благодарили за трапезу, хотя она мало походила на праздничную. Было много помощников. Опять же правило: или молись или трудись, третьего не дано!
При этом есть особая молитвенная теплота и отношение к Апостолам Петру и Павлу! Как-то в другой год мы готовили трапезу в честь царственной семьи страстотерпцев, и в день прославления преподобного Сергия Радонежского. В тот же год, мы это всё заметили, у нас получилось Паломничество в Троице Сергиеву Лавру, и мы с мужем съездили в Екатеринбург и на Ганину Яму. Так нас «благодарили» святые за труды в их честь. После такой подготовки к трапезам и праздникам, пропадает страх перед трудами, неудачами. Нас там не оценивали, а благодарили за все. Из этого урок — можно и нужно что-то делать в честь святых. И этому мы научились в Отраде. Да, был по началу страх. Как я буду выглядеть со своей трапезой, не умея искусно готовить? Или с приготовленным материалом на прославление святого? Но „разбора полетов“ не было, никто не ругал; благодарили. С другой стороны, выводы делали сами, работу над ошибками тоже.
Урок 12
Ещё одно было трудное событие, собеседование! Мы читали текст, отрывок; выделяли там главную мысль, цель, тему, я уже даже не помню что, так и не усвоила того урока. Но помню, что это было для обучения чтению. Хотя не так, как в первом классе, так мы умели читать. Но увидеть главное, о чем читаешь, плод прочитанного. Кончилось тем, что нам помогал сам отец Анатолий, сами мы запутались несмотря на помощь сопровождающего Виктора Музыканта.
Ценным оказалось понимание того, что мы не умеем читать внимательно, хотя может показаться, что все понятно, но не понято.
Урок 13
Точно так же была удивительно устроенная уборка территории. Распределили участки труда по объединениям. По колоколу начинали дело и по колоколу переходили на новый участок, оставляя прежнее дело не сделанным, там все бросив, и уходили на новый участок работ. Учились не цепляться сердцем ни за что. Сейчас вспоминаю это, но когда выполняю какое-то дело , мне нравится это дело, хочется его завершить, а нужно его оставить: встать на молитву, поехать на службу, помочь ребенку, с мужем поговорить. Первый опыт этого я получила там, в Отраде. Когда нужно оставить дело так, на середине, всегда вспоминаю эту уборку.
Урок 14
Это был уже другой год, но не помню какой. Мы на поселении были уже всей семьёй. Было занятие по призваниям. Есть пять призваний: дочерне-сыновнее, супружеское, материнское-отцовское, гражданское и призвание к святости.
Сейчас это так естественно, а тогда это было для нас как для Колумба Америку открыть. В группе нужно было назвать и описать свою трудную ситуацию. Было трудно с третьим ребёнком, я его тогда так не слышала, не понимала, а ему тринадцать лет. Хотя я описала эту ситуацию в своей тетради и выслушала от собеседников советы. Легче не стало. Впоследствии, через несколько лет я увидела эту запись о трудной ситуации, и поняла, что все изменилось, прошло время, забота и молитва об этом ребёнке принесли плод. Я сама изменилась по отношению к нему. Но как важно было тогда сформулировать эту проблему, с тем чтобы трудиться над ней. Этот труд над своим внутренним человеком. Главное, наверное, чему меня научил батюшка. Потому что на двенадцатом году моей церковной жизни, мне стало казаться что спасаюсь только терпением скорбей и больше ничего не сделать.
Отец Анатолий указал нам труды Феофана Затворника, рекомендовал, что читать, как читать. На занятиях по дочернему-сыновнему призванию пережила вновь себя дочерью к давно умершему отцу, так глубоко, что в этом переживании вновь ощутила себя дочерью, что эти отношения не прекратились со смертью отца. Точно так же получила силы на более близкие, нежные и ласковые отношения с мамой. Моя бабушка была сиротой, воспитывалась мачехой, имела трудное тяжелое детство, и по материнской линии было какое то оскудение нежности. Но я уже саматогда будучи матерью шести детей заставляла себя быть ласковой с моей пожилой тогда мамой, просила прощения и сама прощала ей все. Прежде всего, я теперь так благодарна за эти занятия. То есть за то, что ввёл нас отец Анатолий в эту область отношений с родителями. Теперь когда без обид и претензий, в благодарности за все, я простилась с ними.
Урок 15
Долго боролась со своей раздражительностью, гневливостью. После очередной вспышки позвонила батюшке: «что делать?», — «Сделай тысячу поклонов». Два или три раза делала по тысяче земных поклонов, но после уже не позволяла себе так расходиться.
Урок 16
Как-то мы уезжали, благословлялись в путь, просили наставления. Отец Анатолий сказал, что наши дети какие-то к нам прилепленные, нужно, чтобы были отношения не только каждого ребёнка к нам, но и должны быть выстроены в иерархии отношения между ними, почитание старшего, брата-сестры младшими, и забота старших о младших. Даже нарисовал, как это должно быть. Прежде всего, над этим стали трудиться, и слава Богу, удалось кое-что. И всем молодым родителям это передаём. А то, что дети прилепленные, я не понимала долгое время, но потом как-то увидела другую семью, поняла, о чем шла речь.
Получала утешение через ребёнка, была какая-то привязанность к нему, с другой стороны, которая мешала его воспитывать как божьего человека. Как жалко было не пускать Гришу к причастию, если выходил между херувимской и причастием, сколько было сомнений. Но сейчас верю, эта строгость была оправдана.
Как соблюдали правило: кто не работает, тот да не ест. Гоша съел все просфоры, привезённые из Дивеево. Потому что не хотел вставать утром и трудиться, собирать смородину, не получал завтрака. Было тоже жалко его, но правило держали, только в конце поняли, как он прожил это время без завтраков, и не сдался. Постановка ребенка в труд – это основа опережающего нравственного воспитания над развивающим, учили нас в Отраде. Мы тоже тут имеем свои результаты особенно с первым ребенком, которого развивали, все его способности, а теперь он очень хорошо слышит свои нужды, а наши вообще бывает не слышит.
Урок 17
Удивительным было как отец Анатолий вразумлял младенцев. Например, раскричится бывает какая-нибудь Наденька: «Надя, Надя, поверните её ко мне лицом, Надя ну чего ты шумишь?«. Надя, 1 год , встречается глазами с батюшкой, вдруг замолкает. «Ну вот и помолчи, дай послушать или помолиться, или сама молись, не шуми». В итоге Надя замолкала на час, полчаса. Прежде всего, батюшка учил обращаться к разумности всякого ребенка, и младенца тоже, куда-то глубоко в душу вкладывая слова.
Я тоже пробовала так. Хотя неожиданно получалось. Как-то сыну рассказывала об этом, мы стояли в автобусе рядом с давно кричащим ребёнком, тогда как родители, измучившись махнули рукой на этот крик. Я стала рассказывать сыну и показывать, как отец Анатолий обращается к младенцам и те замолкают, и, прежде всего, обратилась к этой девочке встретившись с ней глазами: «Что же ты так капризничаешь? Видишь все молчат.» И девочка вдруг замолчала, я была очень удивлена.
Урок 18
Было много глубоких семинаров и у нас в Германии, и в Волгограде, где отец Анатолий предлагал нам труды по воцерковлению. Но особенно запомнился семинар о старости. Как надо над собой трудиться, чтобы не превратиться в злобную старуху, а лучше — в «Божьего одуванчика». Другой Евангельский семинар — о Святом Духе. Это было время особого внимания к Евангельскому тексту. Ради этого внимания уехали из своих домов, отказались от всех своих домашних забот и сидели, читали, думали, делились сокровенным с другими. Отец Анатолий учил делиться своим так, чтобы и другим была польза и самому бы после рассказанного не остаться без плода. Такими были и семинары о Церкви, о Царствии Небесном.
Урок 19
Ещё одна форма работы над собой — над самоукорением.
Чин повинения, я думаю, тоже разработал батюшка. Прежде всего, этот чин даёт возможность разобрать сложные, конфликтные ситуации. О чине впервые нам рассказал Алексей Голик, (давно уже священник) как о духовной практике в училище. Мой муж сразу захотел попробовать.
Ему рассказали сидящие трое сотрудников училища: Настя Акжигитова, Юля Паутова и Алексей Голик его вину, я тоже добавила. Муж повторил, в чем виноват. Его поправили, он снова повторил. Потом просил прощения, даже если не был согласен. Точно так же и мне предложили, я подумала, «ну что они мне могут сказать, мы не так много знакомы, я все время с детьми“. Но я нехотя согласилась, неприятно слушать „неприятное“ для себя.
Из того разговора врезалось в память только то, что сказал мне Алексей Голик. «У тебя нет благодарности мужу за то, что он взял тебя замуж“. Сначала я очень удивилась. «Я должна быть благодарна? Как? Это видно, что я не благодарна?«. Я повторила. «Правильно ли я поняла, что я не благодарна мужу за то что он взял меня за себя?«. —«Правильно»— «Простите, прости муж, Господи прости!» Это я помню до сих пор, прежде всего, работаю над этим, стараюсь. Таких смелых и глубоких людей воспитало Волгоградское училище. И такие формы дают возможность честного, искреннего и правдивого общения, работе над добродетелью справедливости.
Сюда также относится и такая форма, как братник и сестричник, которые мы проводим раз в год в наших семейных поселениях. Где все собравшиеся, отдельно братья, отдельно сестры, отвечают на вопрос: «как живёшь? Как спасаешься?» Этот разговор очень глубокий. Он дает возможность на данном этапе жизни остановиться, чтобы взглянуть на свою жизнь. Точно так же осмыслить, что же происходит, что не так или что удается. Возможны советы слушающих, опять же из своего опыта, а не из «вообще, что я знаю«. После этого события мы друг с другом не обсуждаем услышанное, ни с супрогом-супругой, ни с друзьями; не говорим, не сплетничаем. Если же переживаем за человека, можем молиться за него, ну и конечно помочь, если можно и нужно помочь.
Урок 20
Знакомство с системой отца Анатолия, это, наверное, знакомство со множеством правил, внешних и внутренних. Он не навязывает их, но предлагает взять их в жизнь семьи или для внутренней работы.
Внешние правила хороши, тем, что, приняв их на семейном совете или просто родительской властью установив в семье, дают организацию жизни в семье. И если кто-то нарушает правило, то он нарушает закон этой семьи, но не входит в конфликт с родителем лично. Просто говорим ребенку: «у нас такое правило: мы убираем свои комнаты раз в неделю (например)«. Старший сын вспоминает наши уборки по пятницам, когда после всех трудов получал может быть огурчик с хлебом. Мера его трудов. «Аще кто не хочет трудиться, тот да не ест» (2Фес. 3,10). Очень мне нравятся правила для внутренней работы, как назвал их отец Анатолий „три по три“:
-
-
- не объясняйся, не пререкайся, не укоряй
- прости, отдай, уступи
- утешь, сделай за другого, устрой.
-
Это все правила при обращении со своими ближними. Всегда вспоминаются, особенно когда вдруг не выполнила их. Настаиваю на своем с мужем, детьми, с близкими; вдруг в голове простое «уступи, отдай, прости«. Как не нравится, когда в чем-то обвиняют, особенно если кажется, что несправедливо. Так и хочется оправдаться и даже начинаю, но вдруг опять слышу: «не объясняйся, не пререкайся, тем более не укоряй» говоря «а ты сам то...», просто скажи «простите«. Как трудно бывает дается это «простите«. А когда вдруг прихожу домой, а там „такое“ на кухне, что хочется устроить близким разборку. Но опять слышу: «сделай сама, утешь близких, и постарайся устроить так, чтобы в следующий раз было прибрано«.
Еще в первые приезды отец Анатолий объяснил про слова „нет“, „как бы“. Словосочетание „как бы“ стало паразитом. В современном языке частое употребление этого слово ставит под сомнение описываемые события или чувства.
Бывает до смешного: „я как бы живу в квартире, я как бы чувствую любовь, я как бы пригрозила ему…“ и так далее. Мы сами старались вычистить его из своей речи и помогали друг другу, спрашивали: „а почему — как бы?“ Слово „нет“ при общении, когда собеседник начинает с него говорить. Не начинай свою фразу со слова „нет“. Словом „нет“ перечёркивается мнение собеседника, утверждается что именно мое мнение правильное. Часто, особенно в первое время, поправляли мы с мужем друг друга. Когда кто-то из нас говорил реплику „нет“, говорили: „почему-нет—да! Ты прав, еще я думаю по этому поводу то-то…“. Иногда, бывало, раздражала такая остановка, но мы же договорились об исправлении, улыбались и шли дальше в общение.
Урок 21
Праздники. Всегда в церковные праздники в Отраде есть не только внешняя сторона, с праздничной трапезой, но обязательная какая-то подготовка к прославлению святого или раскрытию внутреннего смысла праздника. Появилась традиция после литургии делиться на группы и ходить по так называемым „станциям“, на которых раскрывается какая-то сторона жизни святого, его подвига, или раскрывается смысл праздника. Труд по устроению станций берет на себя группа устроителей. Всматривается в житие святого, церковного события, и из этого устраивается от 3 до пяти станций в зависимости от количества участников.
Помню, как-то раз за полночь сидели и разрабатывали станции на прославление любимого святого в Отраде Сергия Радонежского. Было очень трудно, поздно, а мы сидим по какому разу перечитываем житие святого. Хочется как-то по новому прикоснуться к нему, что-то услышать для себя, что нам сегодня важно из жизни святого? Ничего не слышится уже, просто поздно, надо было раньше это делать, сопровождающий Родион тоже мало что может вытянуть. Часа в три ночи разошлись, станции были готовы. Ночь южная прекрасная. Ловим себя на том, что давно не смотрели в звездное ночное небо. А Сергий преподобный молился ночами.
Пришла в домик, а там на кровати пригрелась кошка с выводком новорожденных котят. Аня с Полиной Турьянской приглашали беременную кошку: „Тигра, когда родишь приноси нам котят“, вот она и принесла. Полчаса занималась кошкой. Утром была такая сонная, что думала: „Кому нужен такой праздник?“ Станции прошли хорошо. Помню радость от плодов по станции трудолюбия: как радостно люди входили в труды, бегали с ведрами воды. А я была на станции о почитании родителей, исполнения их воли. Но главным плодом праздника для меня стало вкушение плода „малоспания“. Это- тишина внутри, и снаружи тоже какая-то тихость, заторможенность для меня деятельной.
Таким образом прикоснулась к преподобному Сергию. Сейчас в наших семейных поселения тоже так устраиваем праздники. Очень часто я в числе устроителей. И всегда с трепетом — что-то для меня откроется на этот раз. Трудность испытываем в праздновании памяти святого Спиридона, уже пятнадцать лет костяком нашей общины празднуем 25 декабря его память. Много наработок, легко что-то сделать, что раньше было, но не хочется просто повторения. Новичкам легче, для них все внове. Как не повториться, не провести мероприятие, а устроить событие? Как по-новому нам сегодняшним услышать этого святого?
Урок 22
Еще мне хочется написать, что в Отраде учили нас быть благодарными. Всякому человеку, сделавшему что-то для нас, хотя бы раз в жизни. Воздать ему добром, воздавая ему добром постоянно, хотя бы памятью в молитвах, если возможно — делами. Меня поразило тогда описание этой длительности, продолжительности благодарения. Не один раз отблагодарить и считать как в мире, все — в расчете. Я научилась видеть таких людей, поражаюсь им своей расчетливой натурой. Но в идеале остается все-таки стать благодарным человеком.
Лена Цыпина.